среда, 6 августа 2008 г.

ФИОЛЕТОВЫЙ МЕМ

(а) Среда обитания -
(б) Место обитания - Волшебное место с живыми духами и тайными знаками.
(в) Основные ценностные действия по месту обитания -
(г) Законы организации жизни -
(д) Отношения к рынку -
(е) Структура внутренней организации -
(ж) Принципы внутреннего/внешнего баланса -

Фиолетовый уровень развития (вместе с синим - забегая вперед) обращает к каждому спиральному уровню развития/типу/мему простые уточнения:
(а) какой тип/вид сил, управляющих миром, значим для данного мема(б) какой интерфейс используется данным мемом для взаимодействия со значимым для него типом/видом сил, управляющих миром
(в) КАКИЕ СИГНАЛЫ являются референтными для общения со значимым типом/видом сил, управляющих миром

Практически, для фиолетового и синего эти параметры: типы/виды сил/интерфейсы/СИГНАЛЫ заданы исходной теорией. Дневник Уилбера задает теоретически эти параметры для желтого. Ну, а значит, есть все основания для установления этих трех параметров для пяти остальных. А чем таким они отличаются, чтобы таковых параметров не иметь?
Ниже дана ориентовка от Фрезера по данному вопросу.

http://community.livejournal.com/integral_ru/3410.html?thread=24402#t24402

Для облегчения понимания фиолетового уровня стоит выяснить разницу между религией и магией по независимому источнику, например по Фрезеру:

Но если в религии заложена, во-первых, вера в существование сверхъестественных существ, во-вторых, стремление снискать их благосклонность, это предполагает, что ход природных событий в какой-то мере эластичен и изменчив и что можно уговорить или побудить всемогущие сверхъестественные существа для нашей пользы вывести его из русла, в котором он обычно протекает.

Предположение об эластичности и изменяемости природы прямо противоречит принципам магии и науки, которые считают, что природные процессы жестки и неизменны в своем течении, поэтому их невозможно вывести из своего русла ни уговорами и мольбами, ни угрозами и запугиванием.

Различие между этими двумя соперничающими мировоззрениями зависит от ответа на следующий принципиально важный вопрос: носят ли управляющие миром силы сознательный и личный или бессознательный и безличный характер?

Стремясь к умиротворению сверхъестественных сил, религия признает за богами сознательный и личный характер. Всякое умиротворение подразумевает, что умиротворяемое существо является сознательным и личным, что его поведение несет в себе какую-то долю неопределенности и что рассудительным обращением к его интересам, склонностям и эмоциям его можно убедить изменить свое поведение.

Умиротворение никогда не применяется к вещам, которые считаются неодушевленными, и к лицам, поведение которых в конкретных обстоятельствах известно с абсолютной точностью. Так что религия – поскольку она предполагает, что миром управляют сознательные агенты, которых можно отвратить от их намерений путем убеждения, фундаментально противоположна магии и науке.

Для последних само собой разумеется, что ход природных процессов определяют не страсти или причуды личных сверхъестественных существ, а действие неизменных механических законов. Правда, в магии это допущение содержится имплицитно, зато наука его эксплицирует.

Магия часто имеет дело с духами, то есть с личными агентами, что роднит ее с религией. Но магия обращается с ними точно так же, как она обращается с неодушевленными силами, то есть, вместо того чтобы, подобно религии, умилостивлять и умиротворять их, она их принуждает и заставляет.* Магия исходит из предположения, что все личные существа, будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены безличным силам, которые контролируют все, но из которых тем не менее может извлечь выгоду тот, кто знает, как ими манипулировать с помощью обрядов и колдовских чар.

Например, в Древнем Египте колдуны считали, что они могут принуждать даже высших богов выполнять их приказания, и в случае неповиновения грозили им гибелью. Иногда колдун, не доходя до таких крайностей, заявлял в подобных случаях, что разбросает на все четыре стороны кости Осириса или, если тот будет упрямиться, разгласит посвященный ему священный миф.

В Индии до настоящего времени великая троица индуизма – Брахма, Вишну и Шива – "подчиняется" брахманам, которые с помощью своих чар оказывают на самые могучие божества такое воздействие, что те вынуждены на небе и на земле смиренно выполнять приказания, которые их хозяевам-колдунам заблагорассудится отдать.

В Индии имеет хождение поговорка: "Весь мир подчинен богам; боги подчинены чарам (мантрам); а чары – брахманам; поэтому брахманы – наши боги".

* Заклинание духов с целью заставить их служить человеку иногда обозначается термином "экзоркизм" (в отличие от собственно магии и от умилостивительного культа). http://psylib.org.ua/books/freze01/txt04.htm

Комментариев нет: